Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 16 (574) от 05.05.2011

 

Коррупция: рыба гниет с головы (www.aif.ru 2 февраля 2011 г)

Ветеран ВОВ: в тесноте да не в обиде? (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Первомай: и классика, и авангард

Против фашизма и капитализма (По материалам сайта “Общественное мнение» (www.om-saratov.ru))

Первомай, Первомай, кого хочешь выбирай! (Виктория САТЧЕНКО)

Правительство Медведева–Путина в отставку! (По материалам пресс-службы Саратовского обкома КПРФ)

ФНПР: между народом и ЕР (Татьяна РАЙС)

Мажорный настрой саратовских гордепов (Оксана СЕРЕБРЯКОВА)

Государственный национализм властной вертикали (От имени участников движения «МОД Правозащита ХХI-Век» Симон КАГИЯН, доктор философских наук, аналитик по вопросам межнациональных отношений)

Суд покрывает рейдеров, прокуратура закрывает глаза (Виктория САТЧЕНКО)

Кто защитит бизнес от рейдерства (Пресс-центр Торгово-промышленной палаты Саратовской области)

Знай свои права (Татьяна РАЗЖИМАЛИНА)

Коммунальный бандитизм (www.saratovkom.ru)

«Муть голубая!» (Татьяна РАЙС)

Обращение (С.А. ЧЕРКАШИНА, председатель Ассоциации жертв политических репрессий)

Ипатов и пьянство (Хаваж АДАМУСИЕВ)

Купаться у Ротонды опасно для жизни (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Битва, сыгранная вничью (Екатерина БОГДАНОВА)

Не состоявшийся «Ужин» (Светлана ТЕНЕТКО)

Шекспир со слонами (Лана СОКОЛОВА)

Чистый лес (Татьяна РАЙС)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

История

Незамеченный юбилей

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Бывают юбилеи, остающиеся незамеченными. Между тем, иные из них могли бы составить и славу юбилярам, и сослужить добрую службу исследователям истории, особенно той ее части, которая осталась за рамками официальных трактовок – той, которая начинается словами: «Что было бы, если бы …». Такой юбилей (100-летний), имеющий прямое отношение к Саратову, заслуживает быть помянутым.

Прошедший 2010 год завершил столетие со времени предъявления удивительного проекта – проекта железнодорожного моста через Волгу, называющегося «Линия Саратов – Миллерово» с подзаголовком «Сооружение моста через р. Волгу под г. Саратовом. Предварительный проект». То есть мост, судя по названию, являлся частью более широкого плана. Этот объемистый инженерный проект моста хранится в музее Приволжской железной дороги в Саратове. В следующем – 1911 году – началось горячее обсуждение проекта в Саратовской городской думе.

В то время, в течение почти 20 лет – с 1896 года – сквозное движение от Москвы до Уральска обеспечивалось паромной железнодорожной переправой через Волгу, устроенной около Увека. О том, что проектируемый мост через Волгу не является частным сооружением, предназначенным лишь для избавления от неудобств, связанных с паромом, говорит не только название приведенного документа. Это подтверждает и публикация в газете Таганрогский вестник за 1910 г. (№ 66, 11 марта): «Правительство разрешило инженеру путей сообщения барону Майделю произвести изыскания волго-азовской железной дороги от Саратова до станции Миллерово екатерининской железной дороги и далее на города Таганрог или Мариуполь общим протяжением около 800 верст».

Сто лет спустя

И усилия к строительству дороги были приложены столь основательные, что и сейчас путевые сооружения этой дороги, а их около двух десятков, сохранившиеся в степи от границы Саратовской области до Жирновска в Волгоградской области, поражают воображение. И заставляют задумываться не только о заявленных целях, но и предполагать существование иных, скрытых замыслов и мотивов, возможно военно-стратегического свойства. Собранные документы и материалы об этой никогда не существовавшей дороге только разогревают воображение и не позволяют и сейчас полностью заглохнуть интересу к истории этой дороги.

Какую-то роль в поддержании этого интереса играет и то, что территория, по которой должен был пролегать значительный участок Саратовской части железной дороги, в период строительства являлась территорий Республики немцев Поволжья.

Эта дорога позже получила название «Миллеровской», или «Миллеровки», что породило даже некоторую путаницу. Длительное время в местах строительства дороги имела хождение версия о том, что железную дорогу затеял строить еще Бруно Карлович Миллер, родившийся в тех местах, в селе Привальном, лицо, весьма влиятельное не только в Саратовской губернии, но и в России. Его биография служила как бы весомым доводом в этой версии. Предприниматель и чиновник, надворный советник, почетный член Саратовского губернского попечительства детских приютов, член губернского лесоохранительного комитета, комитета по делам мелкого кредита, евангелического церковного совета Саратова. Член Саратовского губернского присутствия (1906–1913 гг.). Почетный мировой судья Камышинского уезда Саратовской губ. (1913–1915 гг.). Гласный Саратовского губернского земского собрания от Аткарского уезда (на 1914 гг.). Начальник инспекторского отделения Главного управления почт и телеграфов в Санкт-Петербурге (март – ноябрь 1915 гг.).

Но поиски в доступных архивах не подтвердили этой версии. Имела хождение и другая версия, которой отдал дань и автор этих строк. Как известно, в период строительства дороги между Германией и Советским Союзом существовало тайное, но очень активное сотрудничество в некоторых военных отраслях. Именно в период строительства дороги были созданы совместные учебные центры на саратовской земле: по разработке боевых отравляющих веществ в Саратове (о последствиях того сотрудничества напоминают до сих пор Горный и Шиханы) и бронетанковой техники – в Саратове. На ТВ промелькнули и некоторые, недостаточно проверенные сведения о контактах в тот период будущего создателя советской ракетной техники Королева и немецкого конструктора будущих ракет Фау-1 и Фау-2 Вернера фон Брауна. Что наводило на мысли о возможности использования Миллеровской дороги для связи с полигоном, который мог бы располагаться в относительно малонаселенной местности в Республике немцев Поволжья. Эта местность, на границе Саратовской и Волгоградской областей, известна сегодня как сильнейшая аномальная зона в стране и называется Медведицкая гряда. Эта версия также не нашла убедительных доводов в свою пользу. В общем, наворочено вокруг Миллеровки оказалось столько, что хватило бы не на один фантастический детектив. Из интереса к этой зоне, собственно, и возник интерес к истории строительства железной дороги, называемой Миллеровской, и, естественно, к железнодорожному мосту через Волгу.

В России 37 лет – не в счет

Железнодорожный мост через Волгу у Саратова был необходим РУЖД еще в 1900 году. Тогда инженер РУЖД Бржостовский заявил на заседании междуведомственной комиссии: «Наиболее целесообразным было бы построить мост для целей железной дороги непосредственно около Саратова, повыше Глебучева оврага». И еще трижды Управление дороги – в 1901, 1911 и в 1914 годах , возвращалось к вопросу строительства моста.

Цель сооружения этой дороги, как видим, была поистине стратегической и сориентированной на юг России. Мост, однако, в то время не был построен, и одной из причин того явилось упорство саратовских властей – город был заинтересован в том, чтобы мост был построен вблизи города. Примерно там, где сейчас стоит автодорожный мост, соединяющий Саратов с Энгельсом. И Саратовская городская дума в 1911 году составляет свой проект сооружения двухъярусного моста. Далее были первая мировая война, революция, гражданская война, но проекты и в такое трудное время продолжали разрабатываться. За 25 лет, с 1892 по 1917 год, было написано множество докладов, составлено больше десятка проектов, проведен ряд изысканий. Однако все эти мероприятия так и не привели к постройке моста.

Но дорогу, еще до того, как, в конце концов, в 1935 году был построен нынешний мост, – в 1926 году все-таки начинают строить. И, опять-таки, не обошлось без споров, жарких обсуждений и коллизий. Так, Постановлением Саратовского губисполкома № 76 от 08.12.1926 г. было признано необходимым настаивать на северном варианте подхода линии к Саратову и о возбуждении ходатайства перед центром о скорейшем открытии работ по сооружению этой линии. И это в то время, когда шли изыскания мостового перехода через Волгу, начатые в конце 1926 года. Постановление, очевидно, не было признанным обоснованным, и изыскания были закончены вместе со всем бурением в июне 1929 года.

После изучения всех материалов по произведенным изысканиям Госплан внес вопрос о мосте в Совет труда и обороны (СТО) 22 декабря 1929 года. СТО вынес по этому вопросу постановление, которое гласило: «Одобрить сооружение однопутного железнодорожного моста через Волгу у Саратова на Увеке и постройку Саратовской станции на правом берегу Волги, увязанной с расположением моста и далее …». 

Так завершился исторический спор о месте перехода, тянувшийся с 1892 года по 1929 год – то есть 37 лет. Строительство «Миллеровки» было в разгаре, хотя именно в этот год на Поволжье надвигался голодомор.

Мост проектировали три организации: Управление постройки Саратово-Миллеровской железной дороги, Цустрой и Мостовое бюро НКПС. Управление Саратово-Миллеровской железной дороги составило первый эскизный проект, по которому весь переход перекрывался двухконсольными фермами. Обращает внимание то, что уже в период проектирования моста существовало Управление Саратовско-Миллеровской дороги и оно очень активно участвовало в проектировании. В этот же период появляются и некоторые интересные работы, прямо или косвенные связанные с проектами сооружения Саратовского моста и Миллеровской дороги.

В 1927 году в 3-м номере журнала «Железнодорожное дело» была опубликована в порядке обсуждения статья К.И. Лапшинского. Автор ставил на обсуждение Проект сооружения Саратов-Индийской железной дороги. Он писал: «Первоочередная задача в железнодорожном строительстве – постройка головного участка будущей Индийской железной дороги». Этот проект перекликался с проектом инженера Барановского 1874 года. «Миллеровка» в замысле Лапшинского-Барановского становилась бы частью гигантской магистрали, соединяющей юг и центр России с Индией!

И еще одна интересная концепция «Миллеровки» была представлена общественности в то время. В 1928 году в Государственном издательстве вышла брошюра Владимира Бутковского «Иностранные концессии в народном хозяйстве СССР». Автор писал: «Перейдем теперь к ознакомлению с тем, что может быть нами предложено иностранцам, из чего они смогут делать свой выбор. …Группу дорог, которые могут явиться объектом концессии, составляют дороги, связанные с экспортом продуктов земледелия и развитием земледельческой культуры. Они проходят по богатым и хлебородным районам. Сооружение этих дорог, несомненно, увеличит запашки и экспорт хлеба. При сооружении наряду с дорогой Саратов—Миллерово моста через Волгу и предполагаемым соединением Саратова с Сибирью эта дорога станет мощной линией по вывозу миллионов пудов сибирского хлеба через южные порты за границу. Здесь мы можем выдвинуть линии Федоровка – Скадовск – Хорлы (250 верст) и Саратов – Миллерово (550 верст)».

И еще важное событие, повлиявшее в будущем на судьбу Миллеровки. В марте 1925 года было одобрено предложение о создании водной магистрали Волга – Дон – Азовское море, а в 1927–1928 годах был составлен подробный проект. Но проект Волго-Дона 1927–1928 годов был признан не отвечающим предъявляемым требованиям. И приступать к работам по строительству канала в 1929–1930 хозяйственном году было признано нецелесообразным. А для пропуска зернового потока со Средней Волги в Ростовский порт намечалось строительство новой спрямляющей железной дороги Саратов – Миллерово, которая должна была временно заменить Волго-Донской канал и шлюзованный Дон.

В то же время – в 1929 году – публицист Дмитрий Зиновьев сообщает: «На постройке железной дороги Саратов – Миллерово закончены земляные работы. Изыскания на участке Саратов – Рыковка дали возможность сократить линию на 2 км и избежать постройки туннеля близ Саратова. Экономия выражается в 2 млн рублей». (Тоже загадка, однако, – что за туннель мог предполагаться под Саратовым? – Ю. Ч.).

Имеются воспоминания, что на строительстве земляных сооружений использовался труд колхозников хозяйств, прилегающих к трассе дороги, в частности, исчезнувшего сейчас села Новая Топовка. Использовался труд и заключенных. Поставками этого контингента активно занимались в это время республиканские наркоматы внутренних дел. По договорам с хозяйственными органами колонии НКВД заготавливали дрова для черной металлургии Урала и северных железных дорог, экспортный лес, добывали фосфаты и другие нерудные ископаемые и… строили железную дорогу Саратов – Миллерово. А выгравированные в бетоне железнодорожных сооружений красноармейские звезды наводят на мысль, что на строительстве дороги потрудились и армейские подразделения.

Финал

Но в 1932–1933 годах сворачиваются работы по Миллеровке из-за нехватки рабочих рук (зэков). Видимо, огромную роль в принятии такого решения сыграл голод в Саратовской области 1929 и 1931 годов – в те годы вымирали и пустели целые деревни. Неиспользованные материальные ресурсы и рабочих перебросили на строительство вторых путей на действующей трассе Ртищево – Валуйки. А проект 1933–1934 годов (в стадии рабочей гипотезы) было признано необходимым продолжать на базе исходных положений, принятых в рабочей гипотезе. На карте НП АССР 1936 года еще обозначена ж. д. Саратов – Миллерово как строящаяся. Видимо, окончательный отказ от продолжения строительства был еще под вопросом. Но на карте 1938 года дорога уже отсутствует, а ее трасса нанесена в виде грунтовых дорог. Дальнейшая хронология такова:

В 1939 году проект (1933–1934 гг.) не получил одобрения.

В 1941–1945 годах проектные работы были прерваны войной. 

В 1941 году для снабжения советских войск, обороняющих подступы к Сталинграду, строят железную дорогу Саратов – Иловля и тем самым окончательно ставят крест на Миллеровке.

В 1944 году возобновляются работы по составлению проекта канала Волго-Дон. Проект, разработанный Гидропроектом под руководством инженера С.Я. Жук, был утвержден в начале 1948 года и осуществлен в 1949–1952 годах. Он решил часть задач, возлагавшихся в свое время на Миллеровку. (По материалам Технического отчета о строительстве Волго-Донского судоходного канала имени Ленина, Цимлянского гидроузла и оросительных сооружений. Главный редактор академик С.Я. Жук. Москва. 1957).

Так завершил существование один из интереснейших проектов, который мог стать существенным звеном поистине гигантских планов разных лет – от Саратов-Индийской дороги 1874 года Барановского до проекта замены Волго-Дона. Но об этих неосуществленных замыслах еще долго будут напоминать и Саратовский железнодорожный мост, и бетонные монолиты в степи – памятники людского упорства и разочарований.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |