Участок дороги федеральной трассы «Дон» от Ростова-на-Дону в южную сторону давно считается безопасным. Четыре полосы хорошего асфальта, которые разделяет двойная сплошная, вполне справляются с потоком машин.
- По неизвестной причине на 1012-м километре трассы 24 июля в 12.40 водитель пустого бензовоза пересек двойную сплошную и выехал на встречную полосу, по которой двигался рейсовый автобус, - рассказывает Александр Каверзин, начальник ГИБДД по Ростовской области. - В результате столкновения погибло 19 человек.
Удар был такой силы, что кабину бензовоза «Мерседес» разнесло в щепки, а от передней части автобуса «Икарус» вообще ничего не осталось. Две огромные машины вылетели на обочину, перекрыв дорогу. У обоих водителей не было шансов. Выжившие пассажиры, большинство которых находились в задней части «Икаруса», пытались самостоятельно выбраться, вернее, вылезти. Им помогали остановившиеся водители.
Правда, некоторые, увидев бензовоз без опознавательных знаков и разлившийся мазут (бензобаки машины были полными), предпочли уехать от греха подальше - не дай Бог, при 30-градусной жаре рванет! Однако повезло - не рвануло, тем самым дав возможность оставшимся в живых в автобусе на спасение. К этому времени к месту аварии выехали расчеты спасателей Азовского района, Ростова и Батайска.
- Это было очень страшно! Среди окровавленных тел мы искали выживших. Некоторые были зажаты между креслами, кто-то стонал...- рассказал «Комсомолке» спасатель, принимавший участие в операции. - Состояние всех живых было тяжелое, кто-то был в беспамятстве.
В больницу не довезли двух человек, они скончались в каретах скорой помощи.
- Всего погиб 21 человек, в том числе дети, - говорит министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская. - Один человек в тяжелом состоянии находится в больнице села Самарского, один - в Ростове, остальные - в батайской больнице.
- За рулем «Икаруса» находился 35-летний Константин Шишкин, у нас он работает около пяти лет, а вообще водит непосредственно автобусы, причем именно этого типа, уже девять лет. Это был его личный «Икарус», и он выполнял на нем рейсы по этому маршруту по договоренности с нашим предприятием, - рассказал «КП» директор АТП «Курганинское» Сергей Котляров. - Я просто в ужасе от этой новости: опытный водитель, выпускник Новочеркасского политехнического института по специальности «Автотранспорт», наверняка он просто не успел среагировать на неожиданное препятствие в виде этого бензовоза.
По факту ДТП уже возбуждено уголовное дело по ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» УК РФ, расследование которого взял под свой личный контроль министр внутренних дел России Рашид Нургалиев.
Когда гибнут дети для меня смерть одного ребенка ровна смерти десяти взрослых, они хоть что то в жизни успели сделать, а дети ничего, жизни ещё не почувствовали. Мои детки-моя жизнь!
Сегодня возвращался с юга, ес-но по М-4 Дон. Не доехал до Ростова 50 км - стали в глухую пробку. А так как всю дорогу слушали радио, то были в курсе последних событий и поняли с чем эта пробка связана. А до места аварии, по сообщению радио, было еще около 15 км, замаячила перспектива вообще здесь заночевать. Конечно нас это не устраивало и мы, собрав компанию из пяти водителей, поехали колонной в объезд по соседним дорогам. Минут через сорок-пятьдесят выехали к М-4 в 30-ти км от Ростова. Но выбежал гаишник и палкой нас остановил. Стоим ждем. И тут мимо проходит гаишная семера с мигалкой, а следом два трала, а на них загружено то, что осталось от автобуса и бензовоза. Зрелише шокирующее. Что могу точно сказать, что или тот или другой были желтого цвета. Груды металла. Целые только резиновые колеса. Выжить там было нереально. Трасса там хорошая, 4 полосы, по 2 в каждую сторону. Че он вылез на встречку, не понятно. Да теперь наверное никто и не узнает, спросить не у кого. А как только нас пустили на трассу, разразилась настоящая буря. Ураганный ветер, молнии по всему небу и ливень. Полтора часа ехали чуть ли не на ощупь, со скоростью 40-50 км/ч. Недавно только вернулись, ехали вместо 10ти часов - 13. Непоследовательность и нерешительность рождают поражения.
Расследованием причин жуткого ДТП с участием масловоза «Мерседес» и автобуса «Икарус», которое произошло днем в пятницу, 24 июля, у села Самарского (около 40 км от Ростова), занялись следователи Главного Следственного управления СКП РФ по ЮФО.
- Основных версий две: выезд на встречную полосу при обгоне и то, что водитель «Мерседеса» не справился с управлением, что могло произойти из-за неожиданного ухудшения его самочувствия (возможно, инфаркта), - говорят в правоохранительных органах.
Напомним, масловоз «Мерседес», шедший по трассе М-4 «Дон» в сторону Краснодара, неожиданно выскочил на встречную полосу, по которой в этот момент двигался пассажирский автобус «Икарус» рейсом Курганинск - Ростов - Таганрог. Трейлер и автобус столкнулись лоб в лоб. Шансов выжить у водителей просто не было...
Личности всех погибших (всего - 21), среди которых было несколько детей, установлены: 12 человек - из Ростовской области, 8 - из Краснодарского края, еще один - из Донецкой области Украины. Девять раненых размещены в трех больницах Ростовской области - в Батайске (семь человек), по одному в Ростове и самом Самарском. Состояние трех покалеченных в ДТП людей, находящихся в настоящее время в реанимации, у медиков по-прежнему вызывает опасение.
Нам удалось отыскать очевидца страшной аварии под Самарским. Предприниматель из Ростова Геннадий Кириленко возвращался из Краснодара домой от родителей на своем «Шевроле Ланос». С ним в машине сидели 17-летний сын и 20-летний племянник. В день аварии, 24 июля, у Геннадия был день рождения - ему исполнилось 44 года.
- Мы ехали следом за автобусом на протяжении 5 км, - вспоминает Геннадий. - Скорость была в среднем 90 - 100 км/час. У «Икаруса» постоянно гудел и свистел задний мост, это раздражало. Я все время пытался его обогнать, но не получалось. Между нами был еще небольшой фургон. Слева (дорога на этом участке четырехполосная. - Прим. авт.) никого не было. «Мерседес» ехал по краю встречной полосы, у обочины, а потом начал медленно съезжать в нашу сторону. Это было довольно долго, поэтому у меня было время, чтобы притормозить. Автобус же попытался уйти в сторону, но не успел. Масловоз шел как на таран...
- Автобус смяло в гармошку. Впереди поднялся столб пыли, сидения полетели вперед, по сторонам разбросало одеяла, пакеты. Я даже подумал, что ехали челноки. Людей не было видно. Сын потом увидел, как в задней части автобуса у поручня сидит окровавленный мужчина и мотает головой, с ним рядом лежала женщина. «Пожалуйста, не смотрите!» - попросил я детей. Сам съехал на обочину и начал звонить в единую службу спасения «112». Никто не взял трубку. У меня на телефоне осталось время звонка 12:42. Поэтому я думаю, что катастрофа произошла в 12:41. Я знал, что у села Самарского есть пост ГАИ. Мы быстрее поехали к нему. Впереди образовалась большая пробка. Кое-как, по обочине, добрались до поста. Я выбежал и рассказал патрульному о случившемся. Они еще ничего не знали, испугались, забегали и стали звонить по больницам.
Я все время думаю, что мы реально могли бы оказаться на месте этого автобуса. Ведь я все время пытался его обогнать. И обогнал бы! Нас спасли какие-то 100 метров... Когда я вернулся домой, с антресоли необъяснимым порывом ветра на пол сдуло какую-то бумажку. Поднял ее, оказалось - икона. На ней была молитва ангелу-хранителю. Теперь я буду всегда возить ее с собой в машине.
ПАМЯТЬ
В субботу, 25 июля, футболисты «Ростова» вышли на матч с «Томью» с черными повязками на руках. 25 июля был объявлен в Ростовской области днем траура по погибшим в автокатастрофе. На стадионе «Олимп-2» не было привычной для болельщиков музыки и развлечений во время перерыва между таймами. На Кубани, жители которой также пострадали в ДТП, траур пройдет сегодня, в понедельник.
Родственники погибших получат по полмиллиона рублей компенсации
Как объявили представители АТП «Курганинское», которому принадлежал «Икарус», все пассажиры, следовавшие этим роковым рейсом, были застрахованы.
- В стоимость билета входила обязательная страховка, - сообщили в АТП.
- Этой мерой предусмотрено, что при получении травмы в результате несчастного случая выплачивается часть страховой суммы, в зависимости от степени тяжести травмы, а в случае смерти - сумма выплачивается полностью. Она составляет 120 МРОТ, т. е. в размере 520 тысяч рублей.
По информации МЧС РФ, будет также решен вопрос по оплате лечения пассажиров, находящихся в больницах области.
РЕЗОНАНС
Дмитрий МЕДВЕДЕВ: «Это просто преступление»
«В результате ДТП в Ростовской области сразу же погибло больше двадцати человек. В одном ДТП! Я, конечно, даю поручение и МВД, и Генпрокуратуре с этим случаем разобраться, но это, к сожалению, не частный случай - это система. Речь идет, конечно, и том, чтобы дороги приводить в порядок. Но, на мой взгляд, такого рода абсолютно невозможные, невообразимые события случаются далеко не потому, что дороги безобразного качества (это составляющая), это еще и следствие того, каким образом осуществляется контроль на дорогах, и расхлябанности, преступной разболтанности участников дорожного движения. Это очень часто не казусы - просто преступления. Мы не можем хоронить такое количество людей из-за того, что у нас так организован процесс управления дорожным движением. Я хотел бы, чтобы в будущем наш федеральный законодательный орган тоже подумал над дополнительными мерами обеспечения безопасности дорожного движения».
(Президент России Дмитрий Медведев на заседании Совбеза в пятницу, 24 июля.)
МНЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ
Сергей ОПАЛИН, дальнобойщик, стаж вождения 25 лет:
- На трассах с таким оживленным движением, как на той, где все произошло, тем более многополосных, обязательно нужно сразу устанавливать отбойники, как это сделано на М-4 от Ростова в сторону Москвы. Потому что очень часто, когда впереди по обеим полосам несколько километров тащатся какие-нибудь колымаги, загораживающие объезд, возникает желание пойти на обгон, даже в нарушение правил. Что периодически и делают лихачи: выглянул - на встречке вроде никого нет, а потому кажется, что можно рвануть вперед. В итоге такие вот трагедии. Отбойники хоть как-то ограничат «гонщиков».
Анна СМОЛЬНИКОВА, автолюбитель, стаж вождения 12 лет:
- Да правила надо ужесточать - это однозначно! И обязательно проверять выезжающих на дальние рейсы водителей трейлеров, не допускать по состоянию здоровья тех, кто страдает патологическими заболеваниями сердца, головного мозга. И в категорическом порядке обязать их делать перерывы на отдых. Потому что время от времени появляются сообщения в СМИ: то заснул за рулем, то сердце остановилось. А результатом становятся многочисленные жертвы.
Фото Татьяны ФРОЛОВОЙ, Ирины ПОТЕРЯ, видео Татьяны ФРОЛОВОЙ.
Вот как оказывается, водитель автобуса то же был в какой то степени виновен. Как всегда ситуация абсурдная, никогда не понимала и не пойму почему начинают уделять очень много внимания той или иной проблеме только тогда когда погибнут сотни людей? Автобусы никогда не подвергались проверкам, на трассах все время душат штрафами камазистов, а самое страшное оказывается кроется в рейсовых автобусах, где столько нарушений элементарных правил, а самое страшное то, что люди знают об этих нарушениях и осознано идут на риск, потому, что это дёшево и быстро. Я знаю как водителей этих автобусов выпускают медики на рейсы, один знакомый работал когда еще в нашем городе ходили автобусы, скотовозы, вот он вечером пил до чертиков водку, думаю все знают сколько нужно времени что бы окончательно протрезветь о водки, так вот он до 12 ночи пил, а в 4 утра вставал, в 5 утра он выезжал на линию понятно в каком состоянии, и ни разу не было такого что бы его не допустили к работе, а бухал он по черному каждый Божий день! И каждый день возил людей! А проверять начали только сейчас, и выявляется столько нарушений, смотрю новости и поражаюсь, удивительно, что погибло так мало людей. Мои детки-моя жизнь!