Уже давно производители устанавливают 4-тактные двигатели на мотоциклы. Новые китайские скутеры тоже оснащаются четырехтактным ДВС (двигателем Отто). Об устройстве и принципе работы этого двигателя, а так же об отличиях 4-тактного мотора от 2-тактного написана эта статья.
Справка
Изобретатель 4-тактного двигателя внутреннего сгорания (как впрочем, и двухтактного) немец Николаус Август Отто (1832-1891). Поэтому ДВС иногда называют двигателем Отто.
Из соображений экономичности, все больше скутеров оснащается четырехтактными двигателями. Хотя эти моторы при одинаковом объеме цилиндра уступают по мощности двухтактным, они обладают своими преимуществами:
-экономичность расхода топлива
-надежность
-простота обслуживания
-четырехтактный двигатель работает тише и устойчивей.
В отличие от двухтактного двигателя, в котором смазка коленвала, подшипников коленвала, компрессионных колец, поршня, пальца поршня и цилиндра осуществляется благодаря добавлению масла в топливо; коленвал четырехтакного двигателя находится в маслянной ванне. Благодаря этому Вам не надо смешивать бензин с маслом или доливать масло в специальный бачок (на моделях двухтактных скутеров с раздельной системой смазки). Достаточно залить чистый бензин в топливный бак и можно ехать, при этом отпадает необходимость покупки специального масла для 2-тактных двигателей. Так же на зеркале поршня и стенках глушителя и выхлопной трубы образуется значительно меньше нагара. К тому же, в 2-тактном двигателе происходит выброс топливной смеси в выхлопную трубу, что объясняется его конструкцией. К незначительным недостаткам, которые с лихвой окупаются достоинствами, можно отнести работы по регулировке теплового зазора клапанов и время разгона скутера с места, которое несколько больше, чем у двухтактных мопедов. Последнюю проблему можно устранить оптимальной настройкой вариатора и центробежного сцепления.
Итак, перейдем к описанию устройства и работы четырехтактного двигателя скутера.
На коленвале установлена ведущая звездочка, обеспечивающая (через цепь) вращение распределительного вала, находящегося в головке цилиндра. Этот вал определяет, когда должен быть открыт или закрыт один из двух клапанов (клапаны впуска и выпуска), в зависимости от положения поршня. На распредвале находятся кулачки, которые задействуют коромысла клапанов. (на схеме изображен распределительный вал)
Коромысла нажимают на тот или иной клапан, открывая его. Между регулировочным болтом коромысла и клапаном должен быть зазор, так называемый тепловой зазор. При нагревании металл расширяется, и если тепловой зазор мал или его нет совсем, то клапаны не будут плотно закрывать впускной или выпускной каналы, поэтому так важно регулировать зазор клапанов. (читайте статью "Регулировка зазора клапанов") Выхлопные газы горячее топливной смеси, и выпускной клапан нагревается (а следовательно и расширяется) больше, чем впускной. Этим объясняется разница зазоров на впускном и выпускном клапанах.
Принцип работы двигателя внутреннего сгорания изучают в школе, но я все же опишу его.
Первый такт, впуск. Поршень идет вниз, клапан впуска открывается, и топливная смесь поступает из карбюратора в цилиндр. Когда поршень достигает нижнего положения, клапан впуска закрывается.
Второй такт, сжатие. Поршень идет вверх, топливная смесь сжимается. Кокда поршень находится в нескольких миллиметрах от верхней мертвой точки (ВМТ), свеча воспламеняет топливо, сжатое поршнем.
Третий такт, рабочий ход (расширение). После воспламенения горючего оно сгорает, горячие газы быстро расширяются, толкая поршень вниз (оба клапана закрыты).
Четвертый такт, выпуск. По инерции коленвал продолжает свое вращение (для равномерности вращения на коленвале установлены грузы - щеки коленвала), поршень идет наверх. Одновременно открывается выпускной клапан, и отработавшие газы выходят в выхлопную трубу. При достижениии поршнем ВМТ, выпускной клапан закрывается.
Далее повторяются все четыре такта.
Хотелось бы еще коротко описать принцип работы двухтактного двигателя, для сравнения. Как следует из названия, этот мотор имеет только два такта.
Первый такт. Поршень идет вверх, сжимая топливную смесь в камере сгорания. Происходит воспламенение смеси (не достигая ВМТ). Когда поршень находится в ВМТ, впускные окна в стенке цилиндра открыты, благодаря этому топливная смесь поступает в кривошипную камеру (из-за разницы давления, в камере оно ниже)
Второй такт, рабочий ход. Расширяющиеся газы толкают поршень вниз. Когда он находится внизу, он открывает выпускные и впускные (здесь – окно канала, связывающего кривошипную камеру и цилиндр) окна. Так как газы выходят в сторону меньшего сопротивления, т.е. в выхлопную трубу, их место занимает топливная смесь, поступающая из кривошипной камеры, где смесь находится под давлением.
Далее все повторяется.
Статья об устройстве двигателя взята с сайта
donbass-scooter.clan.su (самому лень было писать
)
Добавлено (28.04.2009, 10:06:11)
---------------------------------------------
Если тебе все это непонятно, то расскажу то,что тебе действительно важно,что бы понят отличие..
краткие сокращения
Двух тактный - 2Т
Четырех такный 4Т
И так:
2Т в скутере иметься 2 бака один для масло другой, для бензина (оба под сиденьем)
Бензин и масло поступают в карбюратор по раздельности, в нем смешиваются и поступают в цилиндр двигателя, где масло должно смазывать поршень, подшипники и коленвал, а бензин загореться и мопед начинает двигаться.
4Т.Масло льется в редуктор, а бензин в единственный бак под сиденьем..Масло насос в редукторе сам качает масло и смазывает детали .
2Т быстрее набирает обороты из-за своей конструкции (т.к коленвал проворачиваться 1 раз и 1 раз загореться бензосмесь , а в 4Т за 2-а оборота коленвал 1 раз загорается смесь)
2Т болие прожорлив, 5 % бензина и масло он выплевывает в глушитель ( опять же из-за конструкции окон цилиндра)
4Т экономичен и экологически более чист.
4Т медленный при разгоне, имеются провалы в первые секунды движения, после начало движения, обороты стабильны без провалов ( чего не скажешь о 2Т).
Ресурс ЦПГ (центральной поршневой группы) боле долговечен у 4Т (благодаря конструкции смазки двигателя).
Это означает,что замену поршня и колец придется делать не каждые 3 тыс км, а примерно 5- 6 тыс
(цифры примерные, их нельзя брать за эталон!!!!) Бензин для 2Т - АИ 92
Бензин для 4Т АИ-92 или АИ -95 (я лично 95 заливаю, не жалуюсь)
(ГЛАВНОЕ: РАЗГОВОР ИДЕТ о СКУТЕРАХ ДО 85 КБ, если кубов больше, значения будут другие)
Добавлено (28.04.2009, 10:28:05)
---------------------------------------------
Поехали дальше (поедим мы после покупки, а пока просто продолжаем выбирать
)
Китай или Япония (б/у) ?????
Вопрос сложный постараюсь ответить из своего личного опыта..
Сокращения:
Китай - Ки
Япония -Яп
Новый Ки от 25-40 тыс руб
Б/у Яп 15-35 тыс (цена от модели, состояния и пробега)
Минусы Китай: Плохой пластик
Плохо сделанная проводка
Все на саморезах и немного болтов.
Могут в новом скутере валяться забытые детали после сборки на заводе (в своем я обнаружил горсть саморезов, один большой болт в пот доне и фильтр бензина так же в пот доне) ..
Минусы Яп. Хрен его знает кто на нем и как ездил
Детали будут иметь износ
Хрен его знает как его обкатывали
Хрен его знает, не ворованный ли он
Хрен его знает где на него искать запчасти ( запчасти,что привозят у нас все КИТАЙ, смысл покупать Яп и ставить Ки запчасти???)
Плюсы Ки Хороший двигатель.
Ки не стал изобретать "велосипед" , а выкупил японские технологии и по ним стал штамповать движок
Приемлемая цена для НОВОЙ вещи.
Запчасти легко найти
Плюсы Яп. Долговечный ресурс запчастей
Все собрано "по уму"
Звук работы двигателя намного приятние
Внешний вид не такой богатый как на Ки, но качественный пластик
Метал прочный, а не смесь фальги и картона!!
Добавлено (28.04.2009, 10:40:47)
---------------------------------------------
Что такое скутер. Первоначально скутер был мотороллером.
Органы управления им выведены на руль (ручка газа и рычаги переднего и заднего тормозов) - таким образом, ноги отдыхают.
Автоматическое центробежное сцепление устроено так, что при открытии ручки газа на определенную величину идет мягкое зацепление колодок сцепления, и скутер начинает движение.
Попросту говоря, для того, чтобы поехать, нужно лишь прибавить газу - и все!
Никаких рычагов сцепления и переключения передач.
Автоматическая коробка представляет собой клиноременный (или цепной) вариатор. Вариатор меняет передаточное отношение от ведущего шкива к ведомому в зависимости от оборотов ведущего шкива.
Поясним проще: чем больше обороты двигателя, тем больше передаточное отношение от мотора к заднему колесу. Такая схема позволяет избавиться от какой-либо коробки передач, будь то ручная или автоматическая. Несмотря на то, что привод осуществляется посредствам ременной или цепной передачи, вариатор весьма долговечен. По опыту использования скутеров в нашей стране, ремня (нового) должно хватить как минимум на 15 тыс. километров, и это при экстремальной манере вождения.
Классификация скутеров: * Мини (гномики с колесами 8-10 дюймов и массой 50-70 кг).
Скутера исключительно для города. У них маленькие колеса, да и сами они достаточно компактны. При желании их можно затащить в лифт одному человеку, не особо напрягаясь. Подойдет он и тем, кому некуда ставить аппарат и они готовы затащить его домой - лишь бы не украли. Высоким и тучным людям мы не рекомендуем такие машинки. Без каких-либо переделок передвигаться на них будет очень тяжело и неуютно.
В первом случае - это постоянная нехватка пространства за рулем, колени то и дело пытаются порулить, а маленького сиденья явно не хватает, чтобы отодвинуться назад. А уж о пассажире и речи не идет. Избыточный вес седока (это примерно более 90 кг.) приведет к постоянным "пробоям" задней подвески и передней вилки (впрочем, это можно устранить тюнингом). Маленький моторчик постоянно будет перегреваться от работы "в натяг", хотя есть способы и это устранить.
Вообще этот класс идеален для подростков. Лучшего подарка в виде маленького скутера для пацана и быть не может. Да и скорость у многих моделей ограничена 50-60 км/ч., что делает их менее опасными, чем более скоростные модели. Да и в управлении они, как и почти все скутера, просты и на них можно ездить по-очереди, всей семьей.
* Средний класс - это дорожные скутера.
Это, пожалуй, самый подходящий класс для наших дорог. Скутера этого класса имеют большие колеса (12-13 дюймов), более мощные подвески, сильные двигатели и вследствие этого большую максимальную скорость (до 80-90 км/ч). Такие скутера хоть и весят больше своих младших собратьев (от 75 кг. и до 100 кг.), но зато устойчивее на дороге и грузоподъемнее. На таких скутерах и двум большим дядькам есть где сесть.
* Тяжелые скутера
...с двигателями 125-250 кубиков и более, чёперными двухъярусными сиденьями и т.д. Ну это уж совсем лимузины. В жертву качеству отделки и комфорту за рулем принесена юркость и всепролазность в пробках в сравнении с младшими классами. Такие машины более пригодны для дальних поездок или откровенного выпендрежа, чем для быстрого передвижения по городу. Стоимость таких аппаратов весьма велика, но выглядят они очень и очень солидно, да и моторы у такого класса, как правило, четырехтактные.
* Какой же класс лучше? Это уж решать Вам.
Сказать по правде, здесь все решает состояние Вашего кошелька, т.к. стоимость скутеров лежит в простой прогрессии - чем больше машина, тем дороже.