На юге России, в Ростовской области, недалеко от небольшого старинного города Миллерово (основан в 1786 году), уже 17 лет базируется прославленная гвардейская истребительная авиационная часть, на вооружении которой все эти годы стоят фронтовые истребители МиГ-29. В прошедшем году часть подверглась реорганизации, в результате которой местный 19-й гвардейский истребительный авиационный полк был переформирован в часть постоянной боевой готовности - гвардейскую авиационную группу первого разряда, с сохранением места дислокации на аэродроме Миллерово.
История боевого пути одного из старейших российских авиационных полков начинает свой отсчет с 17 января 1940 года, когда в местечке Кайрало (бывшая территория Финляндии) был сформирован 145 иап. Первым командиром полка был назначен майор Штоф В.Н. Основой для формирования новой авиационной части стал личный состав первой и второй эскадрильи 138 иап (на истребителях И-15бис), первой эскадрильи 20 иап (И-16), а так же летчики 48 иап и 80 иап (без матчасти). На этом, согласно приказа ВВС 9 Армии №6 от 3.01.1940 г., закончилось формирование 145-го истребительного авиационного полка, после чего 24 марта 1940 года он перебазировался на место постоянного дислоцирования – аэродром Шонгуй Мурманской области, войдя в состав 27 авиабригады ВВС 14 Армии.
Важно отметить, что большинство летчиков сформированного полка к тому моменту имели опыт воздушных боёв с японцами в районе озера Хасан, реки Халкин-Гол и в республиканской Испании. Кроме того до 13 марта 1940 года, полк в составе 3-х эскадрилий участвовал в войне против белофиннов, выполнив 1125 боевых вылетов, провел 4 воздушных боя, в которых советские лётчики сбили 5 самолетов противника. Поэтому, когда 22 июня 1941 года в 4-00 по телеграфу было объявлено о начале военных действий со стороны фашистской Германии, никакого смятения или замешательства среди офицеров полка не было. Уже на четвертый день Великой Отечественной войны лётчики провели первый воздушный бой, в результате которого была одержана победа над противником, а 4 августа капитан Зайцев на истребителе ЛаГГ-3 в 35-и минутной схватке смог сбить Ме-110 немецкого аса, награжденного орденом Железного Креста, капитана Шашке.
Кроме побед были и невосполнимые потери. Так, 10 июня 1941 года, три И-16 под сильным зенитным огнем артиллерии противника штурмовали колонну автотранспорта, следующую к линии фронта. Самолёт командира звена лейтенанта Алексея Небольсина был подбит и лётчик направил горящую машину в автоколонну врага. 27 июня 1941 года, во время боя 15-ти И-16 с численно превосходящими силами противника, погиб смертью героя, совершив воздушный таран, лейтенант Мисяков. 9 сентября 1942 года в бою между 11-ю нашими истребителями и 17-ю самолётами противника, совершил воздушный таран командир звена лейтенант Кривошеев Е.А.
За мужество и героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года гвардии лейтенанту Кривошееву Ефиму Автомовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Министра обороны СССР №219 от 18 октября 1972 года он навечно зачислен в списки первой эскадрильи полка.
Участвуя в боевых действиях на Мурманском, Кондалакшинском и Кестенгском направлениях 145 полк в первые три месяца войны, в тяжелых условиях полярного дня и численного превосходства врага, сумел устоять под натиском противника. За высокую эффективность в боевой работе, проявленную отвагу, стойкость и мужество, а также героизм личного состава, приказом Народного Комиссара Обороны СССР №102 от 4 апреля 1942 года 145 иап был преобразован в 19-й гвардейский истребительный авиаполк. 20 июня того же года полку было вручено гвардейское знамя.
За четыре года войны гвардейцы совершили 9941 боевых вылетов, уничтожив 247 самолётов врага. Все это время главным оружием лётчиков 19 гиап были такие истребители как И-16 (56 ед.), МиГ-3 (3 ед.), ЛаГГ-3 (40 ед.), «Харрикейн» (13 ед.), «Киттихаук» (25 ед.) и «Аэрокобра» (92 ед.). Аэрокобра стала для полка на несколько лет основным типом, с ней связано много теплых воспоминаний и побед. Примечательно, что первым лётчиком гвардейского полка, выполнившем полет на «Аэрокобре I», стал будущий дважды Герой Советского Союза маршал авиации и командующий ВВС СССР, а на тот момент командир 1-й эскадрильи, капитан Павел Кутахов.
Полк вел напряженные и жестокие воздушные бои, после которых самолёты возвращались с серьезными повреждениями. И вот тут отдельных слов достойны инженеры, техники и младшие авиаспециалисты полка. Несмотря на отсутствие учебной базы и тяжелейшие климатические условия Заполярья, они смогли не только освоить новую авиатехнику, но и обеспечить для своих лётчиков её практически 100% исправность. Особую трудность вызывало отсутствие технического описания на иностранные самолёты, так что при работе с ними приходилось полагаться исключительно на здравый смысл и армейскую смекалку. Порой лётчики совершали вынужденные посадки, не дотянув до аэродрома, и тогда техники эвакуировали поврежденную технику, работая у переднего края обороны наших войск. Всего ИТС полка эвакуировал 19 самолётов, провел 7050 самолёто-ремонтов и 2300 моторо-ремонтов.
Подводя итоги участия полка в Великой Отечественной войне надо сказать, что победа дорого досталась гвардейцам – погибло 64 человека личного состава полка, из них 62 лётчика и 2 техника. Звания Героя Советского Союза были удостоены 8 офицеров, четверо из которых пали в боях.
После окончания войны 19 гиап приступил к плановой учебе. Базируясь на аэродромах Сальмиярви, Шонгуй, Мончегорск и Алакуурти, полк до 1951 года продолжал эксплуатировать истребители «Харрикейн», «Киттихаук» и «Аэрокобра». Знаменательными для истории части стали 1951-1952 г.г., когда летный и технический состав переучился и освоил принципиально новую авиатехнику – реактивные истребители МиГ-15бис. В начале следующего года гвардейцы приняли на вооружение самолёты МиГ-17/МиГ-17Ф, на которых совершенствовали боевое мастерство вплоть до начала 1962 года.
Еще одним важным этапом в судьбе полка стал сентябрь 1953 года, когда в составе 16-й гвардейской истребительной Свирской Краснознамённой авиационной дивизии он перебазировался на территорию ГДР, на аэродром Дамгартен. С октября 1956 года место дислоцирования снова изменилось на аэродром Виттшток, а с сентября 1961 года полк прописался на аэродроме Лерц. В этом же году 19-й гвардейский истребительный авиационный полк сменил свое назначение. Из иап он был преобразован в апиб.
Во второй половине февраля 1962 года личный состав 19 гапиб приступил к переучиванию на более подходящую истребительно-бомбардировочному полку матчасть – самолёты Су-7Б. Уже к концу года 34 лётчика самостоятельно вылетели на самолётах этого типа. 1962-1977 года были временем совершенствования мастерства и освоения новой модификаций самолётов семейства «Су», а именно Су-7БМ.
В 1977 году лётный и инженерно-технический состав начал осваивать новый авиационный комплекс 3-го поколения – самолёты МиГ-27. Первым лётчиком-снайпером на этом типе стал майор Поздеев В.С. Спустя несколько лет успешной эксплуатации микояновских самолётов, их сменили более совершенной модификации – МиГ-27Д.
К сожалению, размеренная жизнь полка не обходилась без трагедий. В разные послевоенные годы полк потерял нескольких своих лучших лётчиков. Самый известный и героический случай произошел 14 мая 1982 года, когда погиб командир звена, гвардии капитан Арапов Сергей Викторович. На взлете у его МиГа остановился двигатель, лётчик мог бы катапультироваться, но под падающей машиной находилась немецкая деревня Гарц. Сергей отвернул падающий самолёт от деревни и ценой собственной жизни спас жизни многих немецких граждан. Посмертно Сергей Арапов был награжден орденом «Красного Знамени».
За время базирования в Германии 19 гапиб принимал непосредственное участие в таких крупных учениях Организации Варшавского Договора как: в 1965 г. – «октябрьский штурм», 1970 г. – «Братство по оружию-70», 1980 г. - «Братство по оружию-80» и многих других.
В 1993 году 125 авиационная Краснознаменная дивизия истребителей-бомбардировщиков (Рехлин), в которую входил 19 гапиб, прекратила боевую работу на территории ГДР и была в полном составе выведена в Россию. 23 марта все самолёты 19 гапиб перелетели на аэродром Миллерово Ростовской области, где гвардейцев ждало очередное переформирование. На этот раз снова в истребители. Новый полк сохранил прежний номер и Боевое Знамя. Истребители-бомбардировщики МиГ-27Д, стоявшие на вооружении полка, были сданы на БХАТ (аэродром Чебеньки), а им на замену поступили истребители МиГ-29 тип «9-13». Если в предыдущие годы полк комплектовался новой техникой непосредственно с завода, то в случае с МиГ-29 всё обстояло иначе. Самолёты собрали из нескольких частей и аэродромов - из Липецка (968 иап), Зернограда (31 гиап), Жердевки (14 и 35 гиап) и Приморско-Ахтарска (960 иап). Для сохранения и приумножения гвардейских традиций полка, создания особой социально-психологической атмосферы в коллективе, решением командира на многие МиГи нанесли гвардейский знак нового российского образца.
За 16 лет прожитых 19 гиап на Ростовской земле полк в полной мере ощутил на себе все «тяготы и невзгоды», обрушившиеся на российскую армию в сложные 90-е годы. Еще свежи в памяти воспоминания того, как военных лихорадило от постоянного недофинансирования, от нехватки топлива и запчастей для самолётов. В определённый момент всё это, плюс отсутствие достаточной лётной практики у офицеров, привело к аварии, когда в марте 2007 года было потеряно сразу два боевых истребителя.
Но постепенно ситуация начала выправляться, в последние годы лётчики снова стали активно летать, возобновились лётно-тактические учения и практические стрельбы. Личный состав в ходе учебно-тренировочных полетов проводит боевое слаживание. Самолёты, много лет стоявшие на земле, сейчас отремонтированы и их всё чаще можно наблюдать в небе.
Надеемся, что начавшийся в 2009 году и продолжающийся сейчас процесс перевооружения Российской авиации на новую современную авиационную технику вскоре затронет и гвардейцев из Ростовской области, и наша воздушная граница и дальше будет оставаться под надежной защитой.
Ссылка