Почему Миллер с газом, а Миллерово нет
Парадокс: Россия на 1-м месте в мире по запасам газа, по продажам его за границу и… по количеству людей, которые живут без газа. «МЫ ГАЗИФИЦИРУЕМ по 300 населенных пунктов в год», — ежедневно убеждает нас с телеэкранов реклама «Газпрома». «Это наша приоритетная задача», — заявил в одном из выступлений глава империи Алексей Миллер.
Однако жители села Миллерово в Ростовской области чаще вспоминают цитату другого главы «Газпрома» — Рэма Вяхирева. Когда-то он якобы сказал: «Зачем на деревне газ? Всю жизнь там кизяками топили, пусть и дальше топят». Селянам ничего другого и не остается.
Миллерово — конечно, не центр Вселенной, но и забытым Богом местом село тоже не назовешь. Живущие здесь несколько тысяч человек когда-то «удваивали советский ВВП» в колхозе и на птицефабрике Куйбышевского района Ростовской области. Фабрика и колхоз ушли в небытие вслед за перестройкой.
Трубопровод тянется за огородами
ЗИМОЙ здесь минус 15–17 градусов, степной ветер. «Топим углем. Только машина уголька нынче на 18 тысяч рублей тянет. А если большой дом, так на зиму надо две-три машины», — рассказывает местная жительница Людмила. Семья Людмилы — муж, две дочери, престарелая мать. Официальной работы ни у кого нет. Живут домашним хозяйством: коровы, свиньи, куры, утки. «А газ? — Людмила с усмешкой отмахивается. — Да нам его уже лет десять обещают. Пока дровами «пуляем». Сначала, правда, деньги копили, хотели за свой счет газ проводить. Но отдали сбережения, чтобы дочь в колледж поступила». Теперь та приезжает на каникулы к родителям и рассказывает, как живется в городской квартире, где есть отопление и газовая плита. «Назад уже не вернется! — уверена Людмила. — Да я и сама не хочу, чтобы она жила, как мы».
В двадцати километрах от Миллерова — граница с Украиной. Буквально за огородами тянется магистральный трубопровод, который уже лет тридцать десятками кубометров качает «голубой поток» сначала в братскую республику, а оттуда в Западную Европу.
«Да газ у нас еще в 70-х годах мог бы быть! Тогда начальство в Миллерове пробивное попалось. Председатель до Москвы дошел, маршалам, министрам в кабинеты стучался. И дали «добро» к трубе подключиться. А потом власть сменилась. С тех пор только и слышим: «Ждите», — сетуют местные жители.
«Сегодня фактически единственным источником прибыли «Газпрома» является экспорт в европейские страны, — сказал Алексей Миллер на состоявшемся недавно годовом собрании акционеров. — В России рынка газа нет — здесь по-прежнему «социализм». И сегодня, и в долгосрочной перспективе рынком номер один для нас остается европейский рынок».
А рынок Миллерова — даже не номер два. Украина платит за газ дороже, а Германия дает и вовсе мировую цену. А что могут предложить Миллеру миллеровцы?
Уже несколько лет у «Газпрома» существует программа газификации всей страны — та самая, о которой нам каждый день вещают по телевизору. Правда, короткий рекламный ролик не вместил главного: бесплатно газ никому не проводят. Руководство монополии помогает только тем населенным пунктам, которые готовы часть расходов брать на себя.
— Вы готовы? — спрашиваю главу района.
— Да мы и не ждем ни от кого милости. За три года из регионального бюджета выделили 1 млрд. рублей. Только в прошлом году проложили 250 км труб, — уверяет Николай Баранов. — Но они-то где со своей долей?
Наш газ вместо России согревает НАТО
ВПРОЧЕМ, даже если и бюджет, и «Газпром» в конце концов скинутся, жителям села все равно придется раскошелиться. Уже год назад Ростовский проектный институт предложил миллеровцам обсчитать проект, во сколько им обойдется газ. За расчет попросили «сущий пустяк» — 550 тыс. рублей. «Собрали сход. Народ возмущаться стал, роптать. Потом все-таки решили платить», — рассказывает глава администрации села Николай Крикуненко. Прошел год, но дальше расчетно-сметного проекта дело не сдвинулось. Полмиллиона рублей так никого и не согрели.
Помимо проекта жителям предстоит еще оплатить работу: отводки от общей трубы к дому каждый будет оплачивать из своего кармана.
«Я уже узнавала, что котел 5 тысяч рублей стоит. Еще 30 тысяч за трубы отдай! Плюс счетчик. Трех быков придется зарубить, чтобы все оплатить. А у кого нема денег? Кто корову, кто машину продаст. А куда деваться?» — говорит Людмила. За последний год уголь подорожал почти в два раза. Из 40 соседних шахт работают 3–4. И люди прекрасно понимают: цена будет только расти.
Местные власти уверяют, что, если дойдет до дела, инвалидам и участникам войны дадут субсидии — до 50% от стоимости. Но пока все это не больше, чем разговоры.
Хотя, с другой стороны, почему вообще люди должны платить за газ из своего кармана? «Газпром», как уверяет нас тот же рекламный ролик, — национальное достояние, газ — народное добро, контрольный пакет акций монополии находится в руках государства. Так почему же «голубой поток» стремительно уносится мимо Миллерова обогревать страны НАТО? Конечно, там больше платят. Но разве задача государства — извлекать сверхприбыль за счет собственного народа? И какой может быть экономический рост, если люди на границе с Западной Европой живут словно при царе Горохе?
Статья взята Аргументы и Факты