И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. Евангелие от Матфея, 21, 10-11
Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста — Марк, Матфей, Лука и Иоанн.
«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей...» (от Матфея 21, 12).
У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.
На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением. Название происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме.
Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России, где таких деревьев нет и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его название — Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий или Цветоносное воскресение.
В этот праздничный день, несмотря на продолжающийся Великий пост, разрешается вкушение рыбных блюд.
В нынешнем 2012 году вербное воскресенье выпадает на дату 8 апреля – это именно тот день, когда верующие смогут отметить это событие.
Как сказано в Евангелие, в этот день Иисус Христос пересек границы города Иерусалима. Христос, въехавший на ослике, был приветливо и радушно принят народом, который ликовал и радостно бросал пальмовые ветки под ноги идущего осла. Также в знак чествования люди пели хвалебные песни \"Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!\" и снимая свои одежды, кидали их на землю. По одеждам толпы людей лежал путь Иисуса Христа.
Вход во врата Иерусалима Господом, стал праздником для христианской церкви в четвертом веке. А вот праздник Вербное воскресенье зародился на Руси уже в десятом веке, где верба была также важна в этот день, как и пальмовые ветви или сами пальмы. По сей день является обязательным святить веточки вербы в церкви святой водой. Интересная история приготовления накануне праздника веток вербы, ведь это по своей сути, целый обряд, который выполнялся всеми от царя до простого жителя. Чтобы добыть заветные вербовые ветви, в старине всем предстояло отправится на берега рядом расположенных речушек. Москвичам, к примеру, лежала дорога в Китай-город или на берега Неглинки.
Традиции и обряды Вербного Воскресенья
Итак, накануне Пасхи, отмечают праздник Вербное Воскресенье, или как было принято называть его раньше Вход Господень в Иерусалим, когда нежные вербовые ветви принимают капли святой водицы из церквей. Интересно, а почему именно Верба? Ответ на этот вопрос очень прост. Ведь согласно ее толкованию, только вербовые ветви обладают магическими действиями, способствуют богатому урожаю и плодородию. Еще верба защищает здоровье, и обогащает половой силой скот и человека, а также служит амулетом от нечистых сил.
Место освященных верб было дома, в центральном углу, в красном уголке на протяжении всего года. Их могли хранить в сараях, или загонах. Держатели скота скармливали ветви вербы своему скоту, перед их первым выгулом в поле. Основываясь на исторические данные, верба это настоящий талисман. Ведь именно верба оберегает домашние очаги от пожаров и бурь, во время грозовых дождей снова прибегали к использованию веток, ведь она могла защитить от молнии. Могучая священная верба, оберегала от колдунов и порч, а также способствовала обнаружению клада.
У каждого праздника свои обряды и традиции. Вот и в канун Вербного воскресенья принято их соблюдать. Этот праздник является одним из 12 православных церковных праздников. Его называют Неделя ваий, Цветоносная Неделя. Церковное воскресенье принято отмечать за неделю до Пасхальной недели.
В момент богослужения, по традиции, воспоминают о евангельские события торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Четыре евангелиста (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19) подробно описывают это событие. Так и зарождались традиции празднования. После того, как произошло чудесное воскрешение Лазаря, дорога Иисуса , после пасхальной недели, лежала в Иерусалим, где наслышанные чудесами Христа, жители ожидали встречи с ним, в такой же радостной и торжественной обстановкой, коей было принято встречать царей. Так евреи по обычаю встречали царей - Победоносцев, пересекающих Иерусалим верхом на конях, а толпа простолюдинов, ликуя и восклицая, держа букеты из пальмовых ветвей, встречала их. Так произошло в этот день, жители Иерусалима, встречали Христа, читая молитву: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Большинство из толпы, снимая свои одеяния, бросали под ноги осла, на котором ехал Иисус, а также срезали ветки финиковых пальм, и устилали ими путь Христа. Но через несколько дней, после того как Иисуса народ признал Царем, и воспевали ему «Осанна!» станут кричать «Распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!». У первосвященников и книжников это торжество вызывало негодование, но со своей стороны Иисус был уверен один в том, что он приносит Царство небесное вместо земного, и избавляет от рабства Греху.
Иисус осознавал, что мягкий путь из пальмовых ветвей, непременно ведет к Голгофе или Кресту. И уже на следующий день Христос изгоняет всех продавцов и покупающих жертвенных животных из храма, которые наполни его шумом. При этом Он воскликнул: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Затем, после учений, Господа окружили толпы хромых и слепых, которые были исцелены.
Но сегодня, пожалуй, основной традицией, является освящение букетов вербы в день Вербного воскресенья. На Руси название Вербного воскресенья происходит, учитывая тот факт, что именно почки на ветвях этого растения первыми созревают к знаменательному дню, в дуэте с освященными вербовыми ветками, не отклоняясь от традиций, используют горящие свечи в минуты встречи невидимо грядущего Бога в момент службы.
Также в этот день было принято освящать букеты пальмовых ветвей, или вайи (по традициям Иерусалима). Такую праздничную неделю называли «Неделей Вайи» или «Цветоносной». Давайте вспомним о прошлых традициях, принятых в день Вербного воскресенья, которая утратила себя в Петровские времена. Это был въезд Предстоятеля Русской Церкви на осле, которого вел Царь. Не менее важным является в день Вербного Воскресенья посещение торжественного Всенощного Бдения, где после чтений Евангелия, священник совершает каждение верб и читает молитву и брызги святой водицы вновь окропляют вербовые ветви. Это действо сопровождается чтением молитвы "Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!"