К самой татуировке можно относится по-разному, но не признавать её историческое влияние на разные этапы развития современного общества, по меньшей мере, глупо. Между тем и переоценивать это влияние не стоит. Она просто была, есть и надо полагать будет. Конечно это варварский обычай, пришедший к нам из мрачного и жестокого прошлого. Однако вместе с изменением менталитета среднестатистического человека менялось не только отношение к татуировке, но и её внешний вид и наполненость. Современная татуировка на высшем уровне своего проявления это скорее произведение искусства, чем обычный знак сословного отличия или клеймо преступника.
Удивительной самобытностью, от всех других традиций нанесения рисунков на кожу, отличается японская татуировка. О её истории и будет рассказано в этой статье.
Татуировка явление древнейшее. История её появления уходит в такие дерби из глубины которых современные цивилизации кажутся младенцами. Поэтому не удивительно, что татуировка в Японию пришла извне. По крайней мере, по официальным версиям, которых насчитывается целых две. Согласно первой и наиболее правдоподобной татуировка перекочевала с материкового Китая, где была известна ещё с XI до н.э. Считают, что это произошло в период Яoи (oкoлo III века дo н.э. - III век нaшeй эpы) или Koфyн (oкoлo III века нaшeй эpы - IV век нaшeй эpы), когда японская государственность только формировалась и испытывала сильное влияние материковой культуры. Правда, зачастую заимствования носили только внешний характер. Например, татуировку в Китае того времени в отличие от других стран считали недостойным занятием и использовали для «клеймения» преступников. В свою очередь найденные при раскопках курганов под Осакой фигурки xaниya говорят, что на Островах в то время отношение к татуировке было несколько другое. Эти фигурки укладывали в курган усопшим, чтобы они сопровождали их в мир мёртвых. Согласитесь преступники не самая лучшая компания для такого путешествия.
Согласно другой версии татуировка перешла к нынешним жителям Островов от айнов, которые жили там издревле, используя её для ритуальных и других целей. Впрочем, большинство исследователей сомневается, что примитивное искусство айнов могло оказать какое-то влияние на, «бредившую» Китаем, Древнюю Японию. Не очень объективно, если вспомнить что многие вещи от айнов японцы взять не побрезговали.
Кроме официальных версий существуют и неофициальные, опирающиеся на мифы. Наиболее распространена среди них история о легендарном первом властителе Японии - Джиму, чьи татуировки были настолько впечатляющи, что послужили источником вдохновения для написания целой поэмы.
Очевидно, изначально татуировка была привилегией правящего класса. В частности об этом пишется в «Истории трёх королевств» датируемой III веком н.э. - «в королевстве Уа (Япония) люди благородного происхождения отличаются от простонародья тем, что носят на лицах рисунки». Но со временем высшее сословие нашло себе другие привилегии, а татуировка стала уделом обычных людей. Надо сказать, что это самое «со временем», не без влияния Китая, по историческим меркам оказалось очень скоротечным. Начиная уже где-то с V века н.э. татуировку применяют как вид наказания. Причем в то время её считают настолько жёстким наказанием, что применяют как вполне адекватную замену смертной казни.
Человек, подвергнутый наказанию татуированием, становился отщепенцем и ему больше ничего не оставалось, как носить «клеймо» со своего рода гордостью. Но чаще стандартный рисунок скрывали под слоями новых узоров, что послужило своеобразным толчком к развитию искусства тату. Окончательно японский стиль сформировался где-то в XVII веке. К этому же времени относится появление термина «иредзуми», который используют до сих пор для обозначения японской татуировки. В переводе с языка самураев он означает «впрыскивать/вписывать тушь».
Как не странно преступный мир дал новую жизнь иредзуми и с другой стороны, в некоторой степени популяризировав японскую татуировку, что привело к широкому её использованию не только в среде «социальных отщепенцев». К XIX веку она становится чем-то вроде знака качества для мастеров самых разнообразных профессий. Мода эта пошла от пожарной стражи, которую набирали из самых низших слоёв общества где «преступная» татуировка давно уже завоевала своё место. Учитывая специфику работы, свои отличительные знаки стражники взяли из водной среды. Ими стали карп и дракон. Со временем тату появились у строителей, горшечников и даже носильщиков. Не стоит думать, что нанесение иредзуми носило свободный характер - что хочу то и накалываю. Нет. Каждое профессиональное сословие трепетно следило за соблюдением правил и жестоко карало самозванцев. Незавидна была судьба и тех, кто посредством незаслуженной тату пытался повысить свой профессиональный или социальный статус.
Повсеместное распространение татуировки не могло не сказаться на её качестве. Довольно быстро тату из разряда опознавательного знака превращается в искусство. Это происходит не в последнюю очередь благодаря развитию yкийo-e и других художественных искусств. Бытует мнение, что художественная татуировка, как и другие культурные явления того времени в Японии, Была некой отдушиной в жёстко иерархичной сословной системе. Новое сословие мещан имело много денег, но не имело практические ни каких прав и тем более власти. Всё что им оставалось - это придаваться изысканным утехам. Слушая музыку или любуясь живописью (прочем не все утехи были столь изысканы).
Дополнительный толчок для роста популярности тату дал театр, а точнее драматические актёры. Они ощутили в ней новый способ самовыражения. На стыке XVIII-XIX веков многие известные актёры могли похвастаться изысканными татуировками. Учитывая, какое влияние, театр оказывал на некоторые слои аристократии неудивительно, что мода на тату благополучно перекочевала в высшие сословия.
Не все были довольны происходящим. Так в 1868 году король Мутсушито заклеймил позором «недостойное искусство» и издал запрет на татуирование. К счастью для мастеров татуировки в этот же самый период японская тату попадает в Европу. Где благодаря газетчикам, падким на восточную экзотику, приобретает сногсшибательную популярность. Об её уровне говорит хотя бы то, что в разное время «недостойным искусством» увлеклись английский принц Эдвард, греческая королева Ольга и наш Николай II, который, как известно, имел татуировку в виде дракона. Даже непримиримый Мутсушито вынужден был признать тату историческим наследием и немного смягчил закон. Хотя и не отменил его что, в конце концов, и сыграло фатальную роль. Японская татуировка такая популярная на Западе в самой Японии быстро проделала обратный путь и снова стала уделом преступников. Это пренебрежительное отношение сохранилось и по ныне. Например, в банях по прежнему можно встретить предупреждение, что татуированные люди здесь не желанные посетители.
Впрочем, западные мастера уже давно освоили японский стиль, да и в самой Японии не смотря на общественное порицание, тату преспокойно живёт. Ожидая свой очередной взлёт.
Японская татуировка очень популярна и в Европе и у нас в стране. Хотя правильнее сказать – татуировка в японском стиле. Дело в том, что настоящая японская татуировка это штучный товар, каждая из них самостоятельное произведение искусства. То же чем приходится довольствоваться большинству это – «работа по мотивам».
Не всё просто и в плане информации. Допустим, захоти вы узнать о направлениях японской татуировки, вас бы ждало серьёзное разочарование. Казалось бы куча тематических сайтов. Множество из них затрагивают, в том числе искомую тематику. Но из одного в другой вас будут ожидать только различные вариации фразы – «направлений так много, что описать их нет ни какой возможности» и упоминание о ирэдзуми, гаман и боро. Не побоюсь поспорить с господами «авторами». Конечно, тематика обширна, но это не в коей мере не оправдывает леность. Поэтому, не почтя для себя за труд, предоставляю благодарному читателю краткое описание нескольких жанров японской татуировки.
Иредзуми (впрыскивать тушь) – используется как для обозначения японской татуировки в целом так и для определения татуировок которые делали преступникам. Не последнюю роль в том что эти два понятия слились в одно сыграл запрет на татуирование. Как известно преступникам закон не писан.
Хоримоно (вырезка, гравировка) – другое, менее распространенное на Западе обозначение традиционной японской татуировки.
Бокукеи, боккеи – татуировка сделанная в наказание.
Гаман – в отличие от иредзуми гаман не имеет никакого отношения к преступному миру. Одно время её считали чисто мужской татуировкой, но постепенно некоторые мотивы гаман перекочевали к женщинам.
Тебори (вырезать вручную) – вместе с Ханебори (вырезать пером) и Тсуки-бори используется для обозначения татуировок сделанных вручную.
Какушибори (скрытое вырезание) – «скрытая» татуировка, сделанная в недоступных для посторонних глаз местах. Например, подмышками или с внутренней стороны бедра. Так же тату выставленная на обозрение, но несущая в себе замаскированное послание. Например, иероглифы вплетенные в лепестки цветов.
Кебори – татуировка в виде толстых и тонких линий.
Боро – довольно любопытная татуировка, наносилась путём втирания рисовой пудры в порезы на коже. Её особенность в том что она не видна пока человек не начинает потеть, например принимая ванну или занимаясь любовью.
Хикае – татуировка, которую делают на груди.
Нагасодэ – наносится на запястье.
Шичибу – наносится на предплечье.
Гобу – наносится на руке выше локтя.