1. Если берете сумку в торговый зал, убедитесь, что в ней нет ничего похожего на продукты. Во многих супермаркетах зарплата охранников-контролеров напрямую зависит от выловленных правонарушителей: сотрудников и покупателей. Поэтому за найденный на дне сумки фантик от жевательной резинки они могут здорово попортить кровь.
2. Избегайте покупок в кулинарии. Как правило, для приготовления блюд там используются подлежащие списанию продукты: мука из рваных пакетов, битые яйца, увядшие овощи, мясо похуже и т.д.
3. Нереально застраховаться от покупки просроченных продуктов, если вы берёте запакованную в целлофан нарезку. Когда продукт залежался, перепаковать и наклеить стикер с новой датой не составляет никаких проблем. Если уж берете расфасованный товар, убедитесь, что на нём одна этикетка, а не культурные слои наклеек с разными сроками годности. Но лучше пусть продавцы нарезают и упаковывают при вас.
4. Не следует брать расфасованное мясо в соусах и рассолах. Вероятно, оно уже начинало подванивать, поэтому его пересыпали специями, переупаковали и наклеили этикетку с новой датой.
5. Когда-то в нашем супермаркете оказалось не проданным большое количество молока. До конца срока его годности оставалось буквально пару часов. Потому молоко уценили, выставили в центре торгового зала и обклеили плакатиками со словами: «Только сегодня - дешевле на 8 рублей.!» Разлетелось моментально. Помните, очень дешевое не бывает очень качественным.
6. Обычно, ближе к покупателю стараются выставлять те продукты, у которых поджимает срок годности. Поэтому на молочной полке обратите внимание на стоящие глубже товары, а в хлебном отделе свежие батоны ищите под грудой вчерашних.
7. На кассе внимательно изучите чек, пусть даже за вами стоит километровая очередь из ругающихся пенсионерок. Обманы и обсчеты случаются на этом этапе по четырём известным мне причинам:
- ошибка кассирши, пробившей пару раз один товар;
- сговор администрации магазина и кассирши, пробивающей товары, которые вы не выбирали;
- недоработка персонала, при которой цены в компьютерной базе меняются быстрее, чем ценники в торговом зале;
- ошибка оператора при внесении цены.
Стоит оператору клацнуть лишний ноль, и пряники стоят уже не 50, а 500 руб. На моей памяти был случай продажи пакета «Мивины» за 200 руб. Конечно, такие большие суммы вычисляются и деньги покупателю возвращаются. Но, если цена меняется не очень сильно, а в вашей корзине лежит много покупок, обман можно и не заметить.
Не стоит думать, что в супермаркетах работают обманщики, мечтающие нажиться на покупателях. На самом деле, так же легко они могут пойти и на обман работодателя. Обычно, персонал ворует товары, съедая их за каким-нибудь фикусом – в не просматривающемся камерами наблюдения месте, выносит в коробке из-под зубной пасты/крема за 100р. подобный товар за 600р. или перед уходом с работы надевает на себя несколько пар трусов, колготок, носков и т.д.
Истории о том, как кого-то обсчитали или обвесили на рынке, уже никого не удивляют. К этому явлению мы привыкли. Но к тому, что с нами таким же образом будут поступать в дорогих супермаркетах, мы явно не готовы. Между тем недавняя проверка в столичных сетевых универмагах показала, что и там нас обманывают. Иногда даже чаще, чем на пресловутых рынках.
В продвинутых магазинах нередко практикуется такой вид обсчета, как "лишняя покупка". То есть если, скажем, вместо пяти бутылок пива вам пробивают семь. Это случается чаще всего тогда, когда через сканер проходит одна покупка с последующим умножением. Специалисты предупреждают, что при введении штрихкода в кассовый аппарат вручную вероятность обсчета резко возрастает.
Теперь перейдем к фирменным уловкам супермаркетов. Так, нередко в магазинах разыгрывают следующую комбинацию: кассир не пробивает одну единицу купленного вами товара. Вы, не заметив этого, отходите от кассы, и… вас тут же обвиняют в воровстве, охрана отводит в свою "каморку" и предлагает договориться без милиции. Большинство "воров поневоле" в таких случаях соглашаются разойтись миром. Вам предлагают оплатить "украденный" товар в тройном размере и отправляться на все четыре стороны. Понятно, что две цены из трех, пойдут в карман "бдительного контролера". Доказать, что вы не собирались ничего красть, практически невозможно – местная милиция чаще всего знакома с охраной супермаркета и займет ее сторону.
Юристы советуют в данной ситуации стоять на своем и соглашаться оплатить товар в единичном размере, но никак не в тройном. При этом надо помнить, что охранники с правовой точки зрения вообще никто. Они могут лишь задержать вас до приезда милиции.
Существует несколько видов жульничества на основе систем автоматизации, которые, собственно, и отличают супермаркет от обыкновенного продуктового магазина. Самый распространенный случай нарушения правил торговли в больших магазинах – подмена ценников, неправильно развешанные ценники, неверная информация на них. Так, часто на полке магазина стоит товар с одним и тем же названием, но по разным ценам. Например, водка "Столичная" в подарочной упаковке стоит 150 руб., а без таковой 80. Покупатель приобретает простую бутылку, а ему пробивают ее как подарочную. Когда тележка до отказа набита товарами, заметить такую подмену очень сложно.
Иногда имеет место так называемая "программная ошибка" в электронной системе кассовых аппаратов, когда в торговом зале ценник на товаре стоит один, а на кассе при автоматическом считывании штрихкода сканером оказывается, что товар стоит совершенно других денег, гораздо больших, чем обещал ценник, пишет газета "Новые Известия".
Стоит отметить, что в супермаркетах не только обсчитывают, но и обвешивают, правда делают это менее грубо, чем на рынке. Фокус в том, что уже расфасованные товары оцениваются не по массе нетто, а по массе брутто. Это означает, что за каждый грамм упаковки покупатель платит по цене, скажем, завернутого в нее мяса. Кроме того, иногда фасовщики используют более толстую пленку, чем положено.
Есть и другой способ обвеса. Основан он на том, что многие продукты имеют свойство усыхать и терять при этом в весе. Например, поступило в магазин 100 кг бананов, полежали они недельку и усохли в общей сложности на пару-тройку кило. Чтобы продавцы не оказались в убытке, бананы сразу же фасуются в пакеты, на них наклеиваются этикетки с весом и стоимостью. И там, где указано "1 кг", содержимого может оказаться граммов 900. Чтобы не платить за воздух, нужно просто перевешивать фасованный товар.
Здесь еще.
Известия": Как нас обманывают в супермаркетах
Госторгинспекция подвела итоги тотальной проверки сетевых магазинов. Выяснилось, что в них не только продают некачественные и поддельные товары, но и немилосердно обсчитывают покупателей. Какие же технологии обмана используют кассиры и как уберечь свой кошелек от подобных посягательств?
Батон хлеба за 500 рублей
Как рассказали в Госторгинспекции, те или иные нарушения были замечены во всех сетевых магазинах. Но если обнаружить просроченные, некачественные или поддельные товары довольно просто, то попасть в число обсчитанных удается не каждому инспектору - это своего рода удача. В этом году "повезло" инспекторам, проверявшим магазин сети "Геркулес" в подмосковном Долгопрудном. При контрольной покупке их обманули на 180 рублей 99 копеек путем прямого обсчета. Непрямым путем "геркулесовцы" обманули всех покупателей детского питания, к которому относятся и фруктовые соки, незаконно завысив торговую надбавку с положенных 15% до 28-29%. Но вернемся к прямому обсчету, от которого не застрахован ни постоянный покупатель, ни торговый инспектор.
Александр М. принес домой сумку продуктов из "Перекрестка" и проверил чек - за батон хлеба было пробито 500 рублей. Вернувшись в магазин, он нажаловался менеджеру, который посмотрел в компьютер и предположил: "вместо хлеба вам случайно пробили бутылку французского вина - видите, код батона от него отличается всего на одну цифру". Если бы Александру продали бутылку дорогого вина по цене хлеба, он, может, и не возражал бы, но почему-то в магазинах такого не бывает.
- Кассир отлично знает коды и набирает, в зависимости от ситуации, код более дорогого или дешевого товара, - рассказывает Михаил Анисимов, управляющий одного из сетевых магазинов. - Если пробивает больше - обманывает покупателя. Если меньше - действует в сговоре с покупателем и обманывает магазин.
Чем длиннее чек, тем больше вероятность, что вас обсчитали. Вот что рассказала "Известиям" Лидия Шмакова, инспектор департамента Госторгинспекции РФ по Московской области:
- Люди чаще всего обнаруживают, что их обманули, только дома, когда проверяют чек. Недавно, например, поступила жалоба: покупательнице "Ашана" пробили 16 бутылок пива, которое она не брала, поскольку не употребляет. Деньги ей вернули, но проблема в том, что в гипермаркетах вроде "Ашана" люди закупают продукты на неделю, чеки метровые, проверить, соответствует ли содержимое тележки пробитому на чеке не отходя от кассы практически невозможно.
Упаковка по цене деликатеса
Обманывают покупателей не только кассиры. Завешивая кусочек семги или осетрины вместе с пенопластовой подложкой, которая весит 8-10 г, продавцы отпускают вам эту подложку по цене деликатеса. Если товар фасуется централизованно, что практикуют многие сети, обманутыми оказываются практически все покупатели.
- В магазинах сети "Дикси" выявлен обсчет, который произошел в результате того, что при централизованной расфасовке продуктов была использована более толстая пленка, чем положено, - рассказывает Владимир Китайгородский, инспектор департамента Госторгинспекции РФ по Московской области. - При перевешивании во время контрольных покупок толщина пленки обязательно учитывается.
Как бы ни старались инспекторы, все жалобы покупателей на обсчеты в сетевых магазинах они проверить не могут.
- Магазины сети "Метро" уходят от ответственности, заставляя покупателей добровольно отказаться от своих прав потребителя под предлогом того, что "Метро" продает товары "для их использования исключительно для последующей перепродажи в розничной торговле или для профессионального использования", - продолжает Владимир Китайгородский. - Встревать же в отношения между предпринимателями торговые инспекторы не уполномочены. Поэтому, совершая покупки в "Метро", будьте бдительны.
Не стоит терять бдительность и в других гипермаркетах. Потому что тамошняя обстановка способствует совершению спонтанных покупок (а чем длиннее чек, тем проще обсчитать) и потому что столпотворение у касс создает нервозную атмосферу, упрощающую "работу" кассирам и продавцам, которые одинаково успешно обманывают и покупателей, и хозяев.
Обед за счет заведения
По данным ритейлеров, объем краж в супермаркетах составляет около 3% оборота. Причем большую часть (до 60%) краж совершают сотрудники магазина.
- Самый распространенный способ воровства, которым пользуются кассиры, - это обнуление позиций в чеке до того, как он выбит. Кассир объявляет покупателю сумму, дает сдачу, удаляет сведения о проданном товаре, а потом выносит его из магазина или употребляет на месте, - рассказывает Михаил Анисимов. - Кстати, у продавцов отменный аппетит: они постоянно поедают булки, шоколадки, сосиски, глазированные сырки, запивая их соком или колой. Разумеется, за счет заведения - товар этот они попросту воруют.
Администрация магазинов подсчитывает ущерб по пустой упаковке, которую подбирает по всему торговому залу. Сумки продавцов проверяют, самих их обыскивают на выходе, за ними следят системы видеонаблюдения. Но засечь воров очень трудно, особенно если они действуют в сговоре с покупателями.
- Самое страшное, когда кассир работает с партнером, - продолжает Михаил Анисимов. - Схема такая: покупатель набирает полную тележку, а кассир пробивает одну шоколадку. Потом они делят добычу. Такую операцию преступники повторяют неоднократно, магазин несет потери, несравнимые с убытками из-за воровства покупателей.
Если директорам небольших магазинов прекрасно известно, магазинный или личный сырок кушает на обед персонал, и недостачу возмещает виновный, то в гипермаркетах "издержки производства" возмещаются за счет повышения цен. В итоге опять же страдают покупатели.
Что делать, чтобы вас не обсчитали
Ходите по торговому залу с калькулятором и складывайте цены купленных товаров. Если сумма не совпадет с пробитой - разбирайтесь не отходя от кассы, не обращая внимание на очередь. При взвешивании продуктов внимательно смотрите на весы или хотя бы делайте вид. Когда кассир называет сумму покупок, переспрашивайте: сколько-сколько? - второй ответ часто не совпадает с первым. Если есть сомнения, что вы переплатили, не стесняйтесь попросить пересчитать: теперь это в порядке вещей. Будьте особенно внимательны, покупая несколько товаров одного наименования: при введении кода вручную вероятность обсчета резко возрастает.