Российские банки могут заставить возвращать средства, украденные мошенниками
с пластиковой карты до момента ее блокировки. Пострадавшему клиенту,
в свою очередь, также придется раскошелиться. В настоящее время вместе с законом
“О национальной платежной системе” готовятся и поправки в ст. 856 Гражданского кодекса.
Code
Согласно им, держатель пластиковой карты, если с нее снимут деньги мошенники, понесет убытки в размере до 10% от суммы на счете карты, но не более трех минимальных размеров оплаты труда (12,9 тыс. руб.). В обмен на это банк вернет владельцу карты остаток похищенных средств. При этом банк имеет право убедиться, что клиент действительно пострадал от злоумышленников, зато клиентам после поправок в ГК уже не придется доказывать свою невиновность.
В правительстве РФ готовы поддержать поправки в пользу держателей банковских карт. Подобные нормы отвечают европейскому законодательству, отмечает источник, близкий к Минфину. Государство хочет защитить владельцев карт от потери средств с карточных счетов до того, как они уведомили банк о списании средств мошенниками.
Отметим, что за границей действуют схожие правила. Так в США держатель карты берет на себя убытки при мошеннических операциях на сумму от 50 до 500
реклама
долл., в Евросоюзе — 150 евро. В России же до заявления о блокировке карты ответственность за все операции по ней лежит на клиенте. Вина за потерю кредитки или PIN-кода лежит на ее владельце, что особо оговаривается в договорах.
Перспектива подобных нововведений шокировала представителей банковского сектора. Они, полагают, что будет стимулировать безответственное отношение клиентов к PIN-кодам и механизмам доступа к пластиковой карте. Кроме того, считают банкиры, обязанность банка доказывать вину владельца пластиковой карты может привести только к росту мошенничества.
Банки отмечают, что если норма о компенсации потерь заработает, то все издержки банки заложат в тарифы на выпуск и обслуживание кредиток. Банки станут страховать риски потерь в страховых компаниях, а дополнительные расходы лягут на плечи клиентов.
МК.Ру - Источник: РосБизнесКонсалтинг