31 августа на 102-м году жизни ушел из жизни старейший военачальник планеты — маршал Советского Союза Сергей Соколов. В армии он прослужил более полувека и до последнего момента оставался в строю. И в тот же день, узнав о смерти друга, скончался другой маршал СССР — бывший главком ВВС Александр Ефимов.
Ему было всего 20 лет, когда в 1943-м его назначили командиром эскадрильи штурмовиков. Лейтенант Александр Ефимов уже успел зарекомендовать себя как суровый, умелый и отчаянный воин. Хотя если задуматься, какой там воин — совсем ведь пацан. Они все были мальчишками, советские летчики времен Великой отечественной — те, которые вырвали невероятной ценой господство в небе у асов люфтваффе.
Типичная карьера летчика в 1943 году: два года училища, в 19 лет — на фронте, тут же воздушные бои, первые награды. Многие погибали уже в первом сражении. Стариками были 22-летние, у кого-то - по два-три сбитых немца. У штурмовиков считалось удачей, если после седьмого вылета, еще живой.
Александр Ефимов как-то рассказал в интервью: "Помню, когда возвратился со своего восьмого вылета, механик, встречая меня, не без удивления сказал: "Ты что, вернулся?" Даже в конце войны на один сбитый советский Ил-2 приходилось 11 вылетов. Будущий маршал Александр Ефимов совершил за годы войны 222 боевых вылета на штурмовике Ил-2, в ходе которых им лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолетов на аэродромах. Это рекорд среди советских летчиков времен Великой Отечественной. Еще восемь самолетов сбито Ефимовым в воздушных боях. Он не даром получил в 1944-м и 1945-м две Звезды героя СССР.
Ефимов — это как раз тот случай, когда человек сделал военную карьеру от лейтенанта до маршала авиации. Его дорога в небо началась в 30-е годы с аэроклуба в городе Миллерово. Тогда по сталинскому призыву "Комсомолец, на самолет!" тысячи ребят пошли в авиаклубы и модельные кружки. Это они потом станут основой офицерского корпуса советских ВВС.
В 1942 году Ефимову — 19 лет, он оканчивает Луганскую военную авиационную школу летчиков и идет на фронт в 594-й штурмовой авиационный полк. Он, конечно, не думал, что станет маршалом. Ефимов рассказывал как-то журналистам: "Летчики никогда не загадывали наперед. Мы понимали, что рано или поздно нас собьют, поэтому никто из нас никогда не вел дневников".
После войны — последовательно: комполка, комдив, заместитель командующего воздушной армией, командующий воздушной армией, заместитель главкома ВВС СССР. Ефимов воспитал тысячи летчиков. Среди его учеников был и простой египетский парень по имени Хосни Мубарак — тот самый военный летчик, который потом стал президентом республики Египет.
Александр Ефимов дослужился до замминистра обороны СССР, но и после ухода в отставку занимался общественной работой. Такой уж у него был характер — не мог без дела. Он был председателем Российского комитета ветеранов войны и военной службы, членом Общественной палаты, состоял в оргкомитете "Победа". И ведь к работе он подходил совсем не формально. Как когда-то на фронте, бился за улучшение условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, хотел, чтобы те, кто еще живы — не маршалы, а простые рядовые, сержанты — успели почувствовать заботу Родины о себе.
Он хоть и был маршалом, но чаще говорил о себе не как о высоком военном чине, а как о летчике и простом ветеране Великой войны. Это было дня него куда более ценно. "Судьба подарила мне жизнь, а многие мои товарищи не дожили до этого дня. Нас, ветеранов, остались единицы, но мы готовы служить своей Родине", — отмечал Александр Ефимов.
Маршал Ефимов ушел из жизни внезапно — просто не смог пережить смерти своего друга, маршала Сергея Соколова. Тоже героя Советского Союза. Тоже фронтовика.