Уважаемый администратор, несколько лет назад обратилась с просьбой помощи поиска родвственников трех летчиков-уроженцев вашего города, на сайт г.Миллерого и тогда нам большую помощь оказал администратор сайта. Уже забыла свой пароль, но хоела бы известить, что в Чехии, южная Моравия, село Лоденице удалось при участии Генерального консула РФ, головы села и попа открыть почетную доску Василисе Пащенко и другим летчикам из сбитого бомбардировщика. Прислала бы фотографии, но незнаю как.... С приветом и уважением Соня Голечкова, г. Брно
Цитата
Прикладываю Вам фотографии. Просто Василису Сергеевну Пащенко и пилота Подвысоцкого Евгения Федоровича уже не надо считать без вести пропавшими. Они покоятся в братской могиле советских солдат в г. Оржехов, 15 км южнее г. Брно. (Поливанов Леонид Васильевич и Баранов Александр Михайлвич прыгнули из самолета, Поливанов вернулся в часть, Баранов до сих пор б/в пропавший). Родственников пилота Подвысоцкого к сожалению найти нам пока не удалось.
С приветом и уважежнием Соня Голечкова Клуб военной истории Клуб Красной армии Г. Брно, южная Моравия Чехия (бывшая Чехословакия)
Накануне 40-летия Победы в нашей газете вышел материал сестры Василисы Пащенко – Анны, ныне покойной «Помните о них». Текст прислала сестра, живущая в Ейске Раиса Сергеевна Барбеницкая (она же выслала фотографии Василисы):
…Машина остановилась на окраине города. Ася, - поблагодарив водителя, прыгнула на дорогу. Оправив ладно сидевшую на ней военную форму, она, тревожно поглядывая вокруг, направилась к центру города. Сколько бессонных ночей провела она, узнав, что ее родной города Миллерово, в котором остались мама и сестрички, заняты фашистами.
Двигаясь со своим полком за передовыми частями, она насмотрелась на ужасы фашисткой оккупации. Живы ли ее родные? Вид города, особенно его центр, заставили больно сжаться сердце. Неужели это родная улица Ленина, по которой, кажется, недавно ходила с подругами в кино. Как она любила этот тихий спокойный зеленый городок, в нем прошли ее школьные годы, юность. Отсюда 5 мая 1942 года она ушла на фронт.
…Чтобы скорее попасть в армию, Ася за два месяца до окончания 10 класса пошла работать на производство , заменив отца, ушедшего на фронт…
И вот она опять в родном городе, только что освобожденном от фашистов. Только теперь она не девочка десятиклассница, а боец Советской Армии. И ее родной город обгорелый и разрушенный. Вот развалины родной школы. Нет некогда около них задерживаться. В школу потом, после войны. Сейчас надо домой, скорее к маме, ведь у нее так мало времени для встречи с родными…
Вот и Сенная площадь, а за ней маленький знакомый домик (бывшая улица Микояна, 1 теперь – Добролюбова, 11). Нет слов, для описания этой встречи. Слезы радости и щемящая жалость к родным, изможденным людям. Буквально несколько слов… и надо отправляться в обратный путь. Потом в письмах пришлось дописывать то, что не успели сказать при встрече. Ни мать, ни сестры не знали тогда, что видят Асю в последний раз...
Окончив в 1944 году курсы стрелков-радистов в Уральске, она принимала участие в боевых полетах. В марте 1945 была награждена орденом Красной звезды. Последнее письмо пришло от нее 26 марта 1945 года.
Их самолет с задания не вернулся. Согласно справки из центрального Архива Министерства обороны СССР установлено, что «…экипаж 452 бомбардировочного авиационного полка, в составе которого была воздушный стрелок, младший сержант В.С. Пащенко, 19 апреля 1945 года при выполнении боевого задания в районе г. Брно Чехословакия, был сбит зенитной артиллерией противника. Пащенко Василиса в часть не возвратилась, пропала без вести…