22:26:18 Пограничное расстройство | |
10 августа несколько сотен харьковчан заблокировали отправление поезда повышенной комфортности Харьков – Белгород, который был введён вместо отменённых электричек между двумя важнейшими городами Слобожанщины. Эта акция вновь напомнила о болезненной проблеме всего российско-украинского пограничья: отсутствие демократичного по ценам и доступного транспортного сообщения между нашими странами. Похожая ситуация назревает и на стыке Ростовской и Луганской областей, и это несмотря на подписанное почти год назад соглашение об упрощённом порядке пересечения государственной границы между нашими странами. В Советском Союзе было немало
территорий, более интегрированных в жизнь соседней республики, чем даже
своей собственной. Одной из них являлась западная часть Тарасовского
района Ростовской области: в советские годы добраться в Луганск (тогда
ещё Ворошиловград) было намного проще, чем даже в райцентр. С
автомобильными дорогами в этом районе Придонцовья настоящая беда –
проходимы они не для всех машин, да и не при всякой погоде.
Зато в сторону Луганска вела
железнодорожная линия Миллерово – Дебальцево, по которой шесть раз в
сутки ходил состав из 17 вагонов, ведомых тяжёлым магистральным
тепловозом. Кроме него по участку каждые сутки проходило ещё по две пары
местных и дальних пассажирских поездов, а также четыре пары товарных
составов. Старожилы вспоминают, что найти свободное сидячее место в
вагоне было нелегко даже на конечных станциях: расписание было привязано
к началу и концу смен на заводах самого восточного областного центра
Украины, дававшего работу нескольким тысячам жителей Тарасовского
района.
Распад единого государства стал для
местных жителей настоящей катастрофой: паромная переправа через
Северский Донец оказалась нежизнеспособной в новых экономических
условиях. Резко сократились железнодорожные перевозки: с обеих сторон
оставили по одному пригородному поезду. В 2007 году россияне отменили
состав, ходивший из Миллерова, а спустя три года их примеру последовали и
украинцы. Официальным поводом для отмены поезда объявили эпизоотию
африканской чумы свиней в Ростовской области, хотя на самом деле идея
закрытия железнодорожных пунктов пропуска «Ольховая» и «122-й километр»
уже давно выдвигалась как российскими, так и украинскими структурами,
ведающими обустройством государственной границы.
Те, у кого имелась регистрация в
приграничных районах, могли добираться друг к другу через местные
переходы, а вот всем остальным приходилось делать 200-километровый крюк
через Миллерово или Каменск-Шахтинский. На это требовался целый день и в
10 раз больше денег. Как результат резко выросло число нелегальных
переходов границы. Сёла на западе Тарасовского района оказались
поставлены на грань выживания, обыденностью стали заброшенные дома, а
прекращение товарообмена лишило людей источника дохода.
Проблемы, вставшие перед жителями
приграничных территорий по обе стороны Деркула, заставили их начать
борьбу за свои законные интересы. В марте 2008 года в Луганске была
зарегистрирована общественная организация «Союз соотечественников
приграничья Луганской и Ростовской областей». «Только на прошлый год у
меня в списках числилось 5 тыс. жителей Луганской области и столько же в
приграничных сёлах Тарасовского района, имеющих родственников на другой
стороне. Нам несколько раз удавалось отстоять железнодорожную линию от
продажи на металлолом, мы добились введения регулярных рейсов автобуса к
погранпереходам, но до полного решения проблем ещё далеко, а власть на
местах в этом плане ведёт себя весьма пассивно», – рассказывает
председатель организации Владимир Ивженко.
Подписанное в октябре прошлого года
донецкое соглашение об упрощении порядка пересечения
российско-украинской государственной границы уже ратифицировано
парламентами двух стран. Однако до сих пор не восстановлены ни движение
столь необходимого людям пригородного поезда, ни паромная переправа. А
на все обращения жителей в структуры, ведающие обустройством границы,
приходят отписки от киевских и московских чиновников. Источник | |
|
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |